1. Платон, Государство, IX, 573 d.

2. Там же, IX, 574 b-c.

3. Диоген Лаэртский, О жизни..., IV, 7, 49.

4. Платон, Законы, VIII, 49.

5. Ксенофонт, Киропедия, VII, 5.

6. По этому поводу см. K. J. Dover, Homosexualite grecque, стр. 86.

7. Платон, Пир, 181, b - d.

8. Ксенофонт, Пир, I, 9.

9. Там же, II, 3.

10. Там же, IX, 5 - 6.

11. См. Ксенофонт, Анабасис, VII, 4, 7.

12. См. F. Buffiere, Eros adolescent, стр. 90 - 91.

13. Таковы, например, Клисфен в Ахарнейцах или Агафон в Фесмофорах Аристофана.

14. Платон, Горгий, 494 е: Сократ: ..Жизнь распутников [ho ton kinaidon bios] - не чудовищна ли она, не постыдна ли, не жалка? Или ты отважишься сказать, что и распутники счастливы, раз у них вдосталь того, что им нужно? - Калликл: Неужели тебе не совестно, Сократ, сводить нашу беседу к таким низостям? (пер. С. П. Маркиша). - В платоновском диалоге "Горгий" Калликл "смело и откровенно" отстаивает мысль о том, что всякое удовольствие является благом. В цитате, приводимой Фуко, Сократ, ссылаясь на пример "кинедов", заставляет его признать обратное. (Пер.)

15. Платон, Пир, 182 a - 183 d.

16. Тексты часто указывают на эту разницу в возрасте, но нужно заметить, что указания на реальный возраст партнеров часто бывают неопределенными (см. F. Buffiere, там же, стр. 605 - 607). Более того, персонажи, играющие роль влюбленных по отношению к одним, оказываются в роли любимых по отношению к другим. Так, Критобул в Пире Ксенофонта воспевает свою любовь к Клинию, с которым он познакомился в школе и который так же молод, как и он сам (об этих двух юношах и небольшой разнице в возрасте между ними см. Платон, Евтидем, 271 b).

17. В Хармиде (153 c) Платон описывает появление юноши, которого провожают взглядами все присутствующие - и взрослые, и мальчики, "вплоть до самых младших".

18. Часто указывали на пример Еврипида, сохранявшего любовь к Агафону, когда тот уже находился в цветущем возрасте. приводит по этому поводу анекдот, переданный Элианом (Пестрые рассказы, XIII, 5).

19. Гомер наделял одного из них благородством и силой, другого же - возрастом и разумом (Илиада, XI, 786). По поводу споров о их взаимоотношениях см. Платон, Пир, 180 a - b; Эсхин, Против Тимарха, 143.

20. K. J. Dover, Homosexualite grecque, стр. 104 - 116.

21. В школах эта свобода ограничивалась. См. рассказ Эсхина (Против Тимарха, 9-10) о школах и о мерах предосторожности, которые должен был принимать школьный учитель. О местах встреч см. см. F. Buffiere, там же, стр. 561 и далее.

22. Ксенофонт, Гиерон, I.

23. Платон, Протагор, 309 а.

24. См. критику в адрес Менона у Ксенофонта (Анабасис, II, 6, 28).

25. Платон, Пир, 181 d - e.

26. Ксенофонт, Пир, IV, 17.

27. О противопоставлении крепкого и изнеженного юноши см. Платон, Федр, 239 c - d и Соперники. По поводу эротической ценности мужественного мальчика и развития вкусов в направлении большей женственности, имевшего место, возможно, уже в VI веке, см. K. J. Dover, Homosexualite grecque, стр. 88 - 94. Во всяком случае, идея связывать очарование юного мальчика со свойственной ему женственностью становится темой для обсуждения позже.

28. Об определении philia см. J.- Cl. Fraisse, Philia, la notion d' amitie dans la philosophie antique.

29. Ксенофонт, Пир, VIII, 18. Весь этот период из речи Сократа - превосходная характеристика тревоги, связанной с хрупкостью любви между мужчинами и роли, которую здесь должна выполнять дружба.

30. Ксенофонт, Пир, VIII, 3.

31. Речь идет о "Эротикосе" псевдо-Демосфена, с анализа которого начинается следующая глава книги. - Пер.